Профилактика социально-негативных явлений среди детей

Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в детской и подростковой среде
Конфликт — столкновение или борьба, враждебное отношение, противоречие.
Модель поведения формируется в детстве. Будет ли ребенок в школе конфликтовать, можно определить, наблюдая за ним в семье. Ведь именно здесь формируется модель поведения сына или дочери.
В семьях тоже не обойтись без ссор.  То, как их улаживают, видят дети, и соответственно впитывают это в себя. А затем применяют. И, если в семье проблемы решаются путем разговоров и компромиссов, то в случае подобной ситуации, ребенок поступит так же. А дети из семей, где имеют место быть частые конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями и сверстниками.
 Рекомендации для родителей по предупреждению конфликтов
  • Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия;
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд;
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий;
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка;
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе;
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду  чему– либо;
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом;
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями;
  • Не ставьте отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов;
       
Интернет-зависимость — патологическое пристрастие человека к проведению   большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.
Для возникновения интернет-зависимости у детей и подростков существует множество причин: недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности обучения в школе, отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби. Но одним из важнейших факторов, конечно, является семья и отношения в семье. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. Неумение организовать детский досуг, не желание родителей привлекать подростка в различного рода кружки или спортивные секции, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете, общаясь в чатах.
Профилактика
 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа в день
 2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной.  
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. Важно ограничение на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.
8. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Интернет — безопасность
Интернет — безопасность
Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 
•    суицид-сайты; 
•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
•    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
•    сайты порнографической направленности;
•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 
Опасные группы – рыжий лис, розовые пони, огненные феи
Необходим фильтр для вредоносной информации, родительский контроль и т. д.
Употребление  психоактивных веществ
употребление  психоактивных веществ (алкоголизм, табакокурение, наркотическая зависимость,   курительные смеси)
    Нет такого человека, кто бы не знал о вредном воздействии психоактивных веществ на организм человека, особенно  детский организм. Поэтому в стране введен закон о запрете курения в общественных местах, запрещено производить, ввозить и распространять наркотики. Те, кто это правило нарушает, преследуются по закону.   В школе с учащимися регулярно проводятся беседы о вреде воздействия табака и алкоголя, наркотиков  на организм человека. Важно, чтобы был положительный пример здорового образа жизни и со стороны родителей. В последние  несколько лет во всех школах и средних специальных учебных заведениях проводится  социально психологическое   тестирование в сети интернет на выявление склонностей к отклоняющемуся поведению учащихся, в т.ч. употреблению  ПАВ, чем лечить.
 Аутоагрессивное поведение – это намеренное причинение себе вреда.
Выделяют два основных вида аутоагрессивного поведения – самоповреждение и суицидальное поведение.
САМОПОВРЕЖДЕНИЕ (ПАРАСУИЦИД) – намеренное  нанесение себе физических или моральных повреждений, но  без цели умереть.
 Такое поведение рассматривается как шантажное, демонстративное и манипулятивное. Но   тщательно скрывается и реализуется без свидетелей, для многих это своеобразный способ донесения информации о собственном страдании, а также единственное средство регуляции эмоционального состояния, чтобы заглушить еще более сильные, невыносимые эмоции (моральной боли, гнева, тревоги, чувства пустоты, отчаяния).
 Подростки с   самоповреждающим  поведением  относятся к группе повышенного риска по совершению суицидальной попытки в будущем. К тому же, никогда нельзя быть уверенным  в тяжести и в последствиях причиняемого повреждения. И, к сожалению, иногда эти действия заканчиваются «очень печально».
Суицидальное поведение
САМОУБИЙСТВО (СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) – это намеренное, осознанное стремление к смерти. Это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой.
 Все дети и подростки отличаются повышенной  чувствительностью и восприимчивостью, еще не  развитыми способами преодоления конфликтов и  стрессовых ситуаций. К тому же, у детей еще не сформировано осознание конечности смерти.
К наиболее распространенным причинам суицидов у детей                         относятся:
  • социальное сиротство (заброшенность);
  • причины, тесно связанные с проблемами ближайшего окружения:     развод родителей, повторный брак родителей, алкоголизм в семье,       конфликтная обстановка в доме, болезнь и потеря близких.
У подростков наиболее частые причины суицидальных попыток также связаны с близким окружением:
  • неразделенная любовь;
  • конфликты с родителями и сверстниками;
  • страх перед будущим, одиночество.
   
      Важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых   Причины   могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне казалось бы понятная — загруженность на работе.   Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проверить уроки, проследить за чистотой одежды. А разговоры «по душам» со своим чадом уходят на второстепенный план. В такой ситуации находятся многие семьи. И все же это не тупиковая ситуация. Родители должны понимать, что успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведенного с ребенком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем длительные нотации.
 Любите свои семьи, разговаривайте «по душам» с детьми, воспитывайте детей положительным примером и вам удастся избежать проблем связанных с поведением детей.

РОДИТЕЛЯМ (законным представителям) обучающихся

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

 

  1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
  2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
  3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
    • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    • способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    • оправдывающая противоправное поведение;
    • содержащая нецензурную брань;
    • содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

  1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Общие правила для родителей

  1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.
  2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
  3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
  4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
  5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

 

Рекомендации родителям по профилактике табакокурения среди детей и подростков

Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции, – все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет ли профилактика табакокурения детей и подростков успешной, во многом зависит от семьи. 
Что же родителям нужно знать, в чем следует разобраться, чтобы ребенок не курил?

Поговорите со своим ребенком.
Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить об этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:

 разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;

 нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;

 нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней, и на этой основе строить дальнейший разговор;

 таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Если ваш ребенок курит…
Вы узнали, что ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудите с ним возникшую проблему, скажите, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самому (самой) и познакомить подростка. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Четко заявите свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.
Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростком, и предполагаемая ответная реакция на них

Фраза

Реакция

«Ты еще мал курить!»

«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый».

«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!»

«Нет проблем! Буду курить украдкой».

«Не смей курить!»

«Не надо мне приказывать!»

«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!»

«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть».

«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики».

«А что, можно попробовать!»